вястик (vyastik) wrote,
вястик
vyastik

Функция выбора охватывает не только сферу обмена вещей. Она чем дальше, тем больше в истории характеризует поведение человека как сознательное, самого человека - как личность. Психический акт выбора очень характерен для контрсуггестии: он является не вообще отказом от реакции на внушение, но все же и неподчинением стимулу, отвержением принудительности последнего. [...] Этот механизм... налицо в каждом человеке. Он отвечает тому факту, что человек принадлежит не одной общности. Тем самым индивид может в воображении отвлечься от любой из них, отдаться другой или хоть представить себе, что другая существует. Заменяя внушение самовнушением, человек все равно подчиняет свои действия "как закону" этой воображаемой суггестии - цели, присутствующей в его сознании идеально, пусть никем ему в действительности не продиктованной.

Способность выбора и способность целеполагания - двойники, два оттенка того же феномена, глубочайшим образом специфичного для человека. Животное не ставит целей, не имеет среди регуляторов поведения «предвосхищаемого потребного будущего», - оно имеет только "потребное прошлое", т.е. стремится воспроизвести то же действие при тех же импульсах, лишь приспосабливая его всякий раз к видоизменившимся в деталях внешним и внутренним обстоятельствам. А работающий, действующий человек имеет будущее-цель, и то, что связывает будущее с настоящим - волю в своей психике и служащее ей средство труда - в своих руках. Целеполагание и воля (рождающиеся из отклонения чужой цели и другой воли) есть барьер против внушения... или сознательный выбор между внушениями.

Б.Ф. Поршнев. Контрсуггестия и история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment