вястик (vyastik) wrote,
вястик
vyastik

Из статей Чернышева

Гипотеза Среднего мира. Три мира — три системы.

Данная гипотеза тесно связана с ответом на вопрос: Россия — это уникальный индивид, заброшенный к нам откуда-то с Марса? И даже если он действительно заброшен с Марса, нельзя ли посмотреть на всю марсианскую фауну? Может, она обитает где-нибудь здесь, за краем нашей кальдеры?

С этой точки зрения, центральная идея проекта «Иное» была такова: от биполярной модели, раскладывающей все конкретные общества по двум ячейкам — «Первый мир» и «Третий мир» (в других терминах соответственно «Север — Юг», «Запад — Восток», «Открытое общество — Закрытое общество» и т.п.), необходимо вернуться к идее как минимум трех миров и говорить об идеальном типе или о модели стран Среднего мира.

Данная модель по содержанию не уступает концептам, объемлющим Первый и Третий миры. Она представляет огромный мир, вмещая в себя целый универсум разнообразных моделей обществ. В качестве одного из представителей обществ Среднего мира (может быть, типичного, или яркого, или исторически первого — разберемся потом) рассматривается Россия. В этом смысле она ничуть не более уникальна, чем все прочие страны данного типа, т.е. те, которые мы будем изучать с помощью понятия «страна Среднего мира».

Для этих идеальных типов можно употреблять разные обозначения. Например, использовать понятия «общество традиции», «общество культуры» и «общество цивилизации», смысл которых интуитивно угадывается.

«Общество традиции» — это идеальный тип, который годится для описания древних, ранее всех возникших типов общности и наиболее архаических пластов, которые существуют в каждом мире, в каждом социуме.

«Общество культуры» — идеальный тип, соответствующий модели Среднего мира.

«Общество цивилизации» — идеальный тип для описания исторически наиболее позднего пласта, характерного для стран Запада, обществ Первого мира.

Конечно, описание любого конкретного социума с помощью одного из идеальных типов было бы грубой абстракцией. Для его описания нужно употреблять все три. Более конкретная модель социума должна представлять как бы трехслойный пирог, в котором есть слой (пласт) традиции, слой культуры и слой цивилизации. И уже в зависимости от того (по аналогии с тремя типами государств у Платона), какой из этих слоев доминирует, можно говорить об обществах, тяготеющих к идеальному типу традиции, культуры или цивилизации.

Бессмысленно пытаться обрисовать «затерянный мир» обществ культуры в нескольких абзацах. По существу, полторы тысячи страниц «Иного» — элементарное введение в проблематику Среднего мира.

Полтора года назад во время симпозиума «Россия как страна Среднего мира», проходившего на о. Крит, греческий коллега спросил меня, как бы я чисто внешне описал типичную «страну Среднего мира».

Я ответил, что это общество, где много культурных, образованных людей, где граждане носят современные пиджаки или свитера, едят бутерброды и ездят на трамваях. Ее культура имеет глубокие исторические и религиозные корни. В этой стране имеется серьезная и влиятельная литературная традиция, замечательная музыка, живопись. В ней часто изготавливаются не имеющие равных в мире образцы высокотехнологичной продукции и есть современные города. Однако при этом все вокруг жутко заплевано, дороги с выбоинами, транспорт ходит не по расписанию... И всякая уникальная и замечательная вещь, будь она идеальная или материальная, будучи создана, неуклонно разваливается, и никак не удается наладить ее воспроизводство и тиражирование. Передовые идеи, машины, институты, постоянно возникая, вскоре рушатся, растаскиваются, приходят в негодность.

Мой греческий коллега засмеялся и сказал, что, с его точки зрения, Греция по многим параметрам относится к числу стран Среднего мира.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments