вястик (vyastik) wrote,
вястик
vyastik

Об уважении к нашей планете

Рассказ Генриха Альтшуллера

Это случилось в конце сороковых годов, когда методика еще только испытывалась. Однажды в бюро рационализации и изобретательства пришел моряк-гидрограф.

--Тут все говорят про методику, - сказал он мне. - Это верно?

И таинственно оглянулся. Я тоже таинственно оглянулся и ответил:

-- Верно.

Моряк положил на стол карту земных полушарий, аккуратно разгладил ее и объяснил, что в таком случае он имеет задачу. "Шикарную задачу", - как он выразился. Я посмотрел на моряка (казалось, он сошел со страниц романов Стивенсона), посмотрел на измятую карту (она была вырвана из какого-то старого атласа) и решил, что речь идет о кладе. Разумеется, клад зарыт на острове, координаты которого неизвестны.

-- Причем здесь клад?! - возмутился моряк, выслушав мое осторожное замечание, что методика изобретательства не может помочь в отыскании кладов.

-- Нужно изобретение! Вот карта, видите? Так сказать, изображение земного шара. И это изображение спроецировано на плоскость. Отсюда - искажения при любой проекции. На глобусе нет искажений, но он возмутительно громоздок!

Да, все было ясно. При использовании карт смирились с некоторыми искажениями, зато выиграли в компактности и простоте. Используя глобусы, выигрывали в наглядности и отсутствии искажений, но мирились с громоздкостью, сложностью изготовления.

-- Пятьсот лет такое положение. А может, и больше, - мрачно сказал моряк. - Что тут сделает методика.?

Я скромно ответил, что методика позволяет решать подобные задачи в течение пяти минут. Моряк недоверчиво кашлянул и посмотрел на часы.

Решение было найдено через три минуты: нужны надувные глобусы. В "нерабочем" состоянии они будут компактны, а в "рабочем" вполне заменят обычный глобус. Можно будет иметь карманные "атласы" различных глобусов, и все это дешево и просто.

-- Гениально! - воскликнул моряк. Но тут же уточнил. - То есть почти гениально. Посмотрим, как оно... гм, как оно получится.

Это разозлило меня: чего, собственно, смотреть?! Идея есть - и все.

Через два дня я уже отправлял заявку на "наглядное географическое пособие, отличающееся..." Месяц спустя, прибыл ответ. Мне отказали в выдаче авторского свидетельства. Нет, с новизной все обстояло благополучно, никто не догадался запатентовать "почти гениальное" изобретение. Полезность - в принципе - тоже не вызвала сомнений. Отрицательное решение было мотивировано так: "Оказавшись в руках школьника, такое "учебное пособие" немедленно превратится в обычный мяч, что никак не будет способствовать воспитанию уважения к нашей планете Земля".

Это был совершенно уникальный отказ! С такой мотивировкой мне еще не приходилось сталкиваться. Я горел желанием немедленно опротестовать это решение, и вот в одной из школ был поставлен эксперимент. Преподавательница географии пригласила в класс двух учеников и показала им надувные глобусы. Надо полагать, это были довольно дисциплинированные ребята. Они чинно вошли в класс, вежливо поздоровались и принялись рассматривать глобус. И вдруг один из них неуловимым движением выбил из рук другого "учебное пособие". Глобус устремился к потолку. Началось именно то, что "никак не могло способствовать воспитанию уважения к нашей планете Земля".

Я вышел из класса и осторожно прикрыл за собой дверь. В этот момент я услышал взрыв: "почти гениальное" изобретение лопнуло. В буквальном смысле слова.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments